Совет по поиску в ЦАМО данных о поднятом самолете и экипаже
Совет по поиску в ЦАМО данных о поднятом самолете и экипаже
Для поиска данных в ЦАМО о поднятом самолете и экипаже необходимо:
Определить номер поднятого самолета или мотора.
Сверить эти номера с данными в делах армий/дивизий/полков. Легче сначала найти номер самолета или мотора в списках воздушной армии и оттуда же узнать в какой дивизии был или потерян этот аппарат. Иногда списки самолетов и моторов в нужной армии за нужный период нельзя найти - их просто нет. Тогда необходимо просмотреть по разным дивизиям и полкам.
В ЦАМО существует фонд 35 опись 11258 (отдел учета самолетов и моторов управления ВВС). Именно туда посылали из армий списки самолетов и моторов. В описи, к сожалению дела только за 1943-1945 годы. Но в списках за январь 1943 года указаны потери декабря 1942 года.
Первые месяцы 1943 года списки очень подробные - на больших листах, заполненных в авиаПОЛКАХ - номера самолетов, моторов, тип винта, радиостанций и др. Потом они сменились узкими бланками отдельно с номерами самолетов и отдельно с моторами.
Хронологически опись разбита по годам: 1943, 1944 и 1945. Возможно, что внутри каждого годового раздела описи, нужное вам объединение встречается несколько раз. Необходимо проштудировать весь раздел описи за этот год. Не всегда списки с нужным вам периодом находятся в деле с соответствующими временными рамками. Часто они бывают в деле с указанными более поздним временем. Так что списки конца 1943 года могут храниться в делах начала 1944 года.
Итак, опись очень полезна при первичном поиске части, в которой был искомый самолет/мотор. А уж потом идете в дивизию или полк, название которых вы нашли в списках.
В описи есть дела по воздушным армиям, округам, невоюющим фронтам, иногда отдельным корпусам, а также по авиационным заводам (не с начала). Ее можно получить в комнате с прочими описями. Она несекретна.
По материалам интернета:
http://www.trizna.ru